В своей статье
- Полный запрет на массаж. К примеру, в раннее средневековье Христианская церковь запрещала массаж, воспринимая его как пережиток язычества.
- Запрет на массажную практику некоторым категориям лиц. К примеру, в современной Южной Корее массаж разрешено делать только слепым специалистам (массажистам), для того чтобы дать незрячим людям надежный источник средств для существования.
- Запрет на получение массажа некоторым категориям лиц. К примеру, на некоторых островах Полинезии по свидетельству писателя Роберта Льюиса Стивенсона (1850-1894) массаж традиционно могли получать только аристократы и их дети, отчего аристократы вырастали телесно более крупными и физически более развитыми, чем рядовые граждане.
Наиболее частые причины запретов четвертого типа – медицинские. Массажист в этом случае сталкивается с тем же обстоятельством, с которым часто имеют дело врачи - противопоказаниями. Определенные элементы массажных техник, которыми владеет массажист, теоретически могли бы помочь данному пациенту, однако у пациента имеются к ним серьезные медицинские противопоказания. И хороший массажист действует в данном случае таким же образом как хороший врач – стремится облегчить состояние пациента другими и более подходящими в этой ситуации методами, которыми он владеет, дабы не навредить пациенту.
Но бывает что запреты четвертого типа продиктованы соображениями приличий, принятыми в то или иное время в той или иной культуре. Так называемый королевский тайский массаж, несмотря на высокое мастерство тех тайских массажистов, которые практиковали его исторически, с современной точки зрения может показаться странным. Массажист должен держать определенное расстояние от пациента во время работы, массажист работает только большими пальцами и внешней частью запястья, пациент не должен ложиться на живот. Такой комплекс запретов сильно ограничивает возможности даже хорошего массажиста. Но подтекст перечисленных запретов довольно прост, если смотреть на него с точки зрения придворного этикета. Во-первых, при тайском королевском массаже, который придворные тайские массажисты делали членам тайской королевской семьи, священные персоны пациентов должны были подвергаться только очень легкому воздействию, дабы они (пациенты) могли «сохранять лицо» в процессе процедуры. Во-вторых, при работе массажиста с венценосными пациентками и принцессами не должно было возникать ничего даже отдаленно похожего на эротические мотивы.