Одна из разновидностей экзотического массажа - турецкий мыльный массаж. Такой массаж наполнит вас бездной наслаждений. Идеальный вариант снять напряжение и усталость, заряжает необходимой силой и энергией. Ему под силу справиться и с перенапряжением и депрессией. А о его косметическом эффекте, вообще слагают легенды. Кожные покровы отлично очищаются, восстанавливается кровообращение.
Массаж кесе делают на специальном подогревающемся столе. В турецком массаже используются массажные рукавички, которые, собственно, и называются кесе. Именно под их воздействием достигается ожидаемый эффект. Изготавливают их из шерсти козы. В самом начале массажа тело полностью расслабляется, по нему распределяют мыльный раствор. Мастер-массажист начинает обрабатывать все мышцы пребывающего в неге человека. С помощью рукавички кесе, осторожными, скребущими движениями, с кожи снимают весь омертвевший слой эпителия. Массаж выполняется именно после посещения парной, поэтому на разогретом теле процедура становится совершенно безболезненной. Затем теплой водой массажист омывает тело и кожа становится чистой и свежей.
В процессе турецкого массажа кесе используют оливковое масло или масло араганового дерева. Аромат пены позволяет вам окунуться в атмосферу блаженства и ощутить суперкомфорт. Этот массаж не вредит никому. Рекомендуется буквально всем тем, кто любит ходить в баню.
Довольно часто выполнял этот вид мыльного массажа во время работы в хаммаме. Один из любимых мной. Клиентам всегда очень нравится когда их покрывают большим слоем мыльной пены... Больше всего её получается сделать из жидкого мыла Dove.
Официальная медицина до сих пор относится к точечному массажу с некоторой долей скепсиса, а специалисты по точечному массажу обычно объясняют эффективность своего ремесла через рефлексотерапию. Специалисты по точечному массажу (акупрессуре) в зависимости от своей квалификации и практикуемой системы точечного массажа используют в своей работе десятки и сотни точек, расположенных по всему человеческому телу. Тем интереснее факт наличия во многих восточных системах точечного массажа, так называемых систем подобия, при которых на кистях рук или же стопах выделяется целый комплекс точек, соответствующих всем основным органам человеческого тела, зачастую не исключая и самих рук. То есть на кистях рук выделяются даже такие точки, которые необходимо массажировать, для того чтобы избавиться от болезней левой или правой руки. Кисть руки, таким образом, воспринимается как некая голограмма, через которую можно управлять всем организмом, воздействуя на нужные точки для лечения самых разных болезней.
В своей книге «Су Джок. Самодиагностика и лечение» (М. 2013, страница 14) Геннадий Кибардин утверждает, что на сегодняшний день в мире насчитывается порядка 108 вариантов систем подобия. Цифра впечатляющая, однако, ее источник, не указан, равно как и методика подсчета, да и приведенное число 108 является одним из наиболее священных чисел в ряде восточных религий (от индуизма и буддизма до сикхизма и джайнизма). Как бы тут не имела место путаница при переводе с первоисточников на восточных языках. Да и вообще есть ли практический смысл в том, чтобы считать системы подобия? В некоторых системах традиционных медицин системы подобия могут быть очень просты или недостаточно изучены. Лучше задаться вопросом о причинах популярности таких систем на кистях рук.
Носителями медицинских знаний от времен древнего мира до нового времени были профессиональные лекари и монахи, а также воины и аристократы. В те времена жизнь перечисленных категорий населения была зачастую сопряжена с довольно продолжительными, а порой и дальними странствиями, которым сопутствовало множество путевых опасностей, закономерных при уровне развития транспорта тех эпох. Плохие дороги, низкий уровень гигиены, бурные моря, разбойники и пираты. Человек, получивший травму или внезапно заболевший в дороге, часто мог рассчитывать на кров и пищу, но не на квалифицированную медицинскую помощь, по причине отсутствия поблизости хороших врачей. Но даже при тяжелых болезнях у лежачих больных рассудок и руки зачастую работают, что позволяло такому больному использовать системы подобия на кистях рук для самолечения.
Таким образом, системы подобия на кистях рук это скорее системы для самопомощи и самолечения, при отсутствии иной альтернативы, чем системы для лечения больного, при лечении которого специалисту по точечному массажу гораздо удобнее использовать более широкий спектр точек, расположенных по всему телу. Хороший врач в прошлые века должен был уметь исцелять себя сам даже будучи прикованным к постели болезнью, а системы подобия на кистях рук в силу своей технической простоты подходили для этой цели как нельзя лучше. Как мы будем оценивать реальную эффективность таких систем с высот современной медицины – вопрос другой и, наверное, дискуссионный. Данная статья призвана прояснить причины появления и популярности многочисленных систем подобия, а также особенности их восприятия в историческом контексте.
Су Джок это южнокорейская медицинская система, разработанная доктором Пак Чжэ Ву и его последователями. Ее основными методами является акупрессура (точечный массаж), акупунктура (иглоукалывание) и моксотерапия, а также ряд более экзотических техник вроде использования магнитных аппликаторов, цветотерапии и природных стимуляторов. Под цветотерапией понимается нанесение краски определенного цвета на точки человеческого тела, которые необходимо активизировать для борьбы с болезнью. Что касается природных стимуляторов, то под ними понимаются в основном зерна растений, которые также накладываются на нужные точки человеческого тела и закрепляются для долговременного ношения с помощью пластырей.
О Су Джок в Рунете можно встретить самые противоречивые мнения. Статья об этой методике в русской Википедии была удалена в 2012 году, но, насколько мне удалось понять, скорее за низкое качество самого текста, чем за ненаучность методики. С другой стороны, я сильно сомневаюсь, что официальная наука может в настоящее время признать такие методы лечения как активизация точек на человеческом теле с помощью краски и природных стимуляторов, так как в трактовках адептов Су Джок они имеют биоэнергетическое, а не физиологическое объяснение. Кстати, выбор биологических стимуляторов (семян) осуществляется в Су Джок на основе сходства их формы с формой больного органа (почки – фасоль, глаза – горох и т.п.). На мой взгляд, это очень архаичная логика выбора лечебного средства, восходящая еще к временам шаманизма.
Встречается мнение, что Су Джок это попытка корейцев создать собственную систему рефлексотерапии, оказавшаяся не слишком удачной. Однако в книге отечественного адепта Су Джок Геннадия Кибардина «Су Джок. Самодиагностика и лечение» (М.2013) приводятся данные о том, что Су Джок создавался на основе древней корейской школы акупунктуры Судзи-Чимсур. Поэтому весьма вероятно, что Су Джок и более известная в России китайская акупунктура имеют общие исторические корни в далеком прошлом. Некоторые российские адепты китайской акупунктуры высказывают сомнения в адекватности соответствия ряда точек тела и внутренних органов, принятых в системе Су Джок. Но тут сложно сказать, имеют ли их сомнения под собой реальную физиологическую основу или же все дело в консерватизме, то есть привычке к системам соответствия, принятым в китайской акупунктуре, от которой Су Джок серьезно отличается.
Голословно говорить о том, что Су Джок представляет собой шарлатанство нельзя. Слишком много на русском языке отзывов практиков, свидетельствующих, что при определенных заболеваниях акупрессура и акупунктура Су Джок терапии дают существенный целебный эффект. Насколько хорош Су Джок как система, если сравнивать его с китайской акупунктурой, вопрос слишком сложный чтобы на данный момент дать на него однозначный ответ. Система эта еще молода. Широкую популяризацию своей системы за пределами Южной Кореи доктор Пак Чжэ Ву начал лишь в последнем десятилетии XX века, когда счел что довел свое детище до ума. Доктор Пак Чжэ Ву умер в 2010 году, на 68 году жизни, но его дело сегодня продолжают сыновья и многочисленные последователи.
В 2010 году в финале чемпионата мира по спортивной сауне, проходящего в финском городе Хейнола, от перегрева погиб россиянин Владимир Ладыженский. Его соперник – финн Тимо Кауконен, выжил, но два месяца пролежал в коме и больше года проходил реабилитацию. После этого еще громче раздались разумные голоса о том, что сауна нужна для поддержания здоровья, а спортивная сауна, с ее суровыми «правилами игры», только калечит людей и должна быть запрещена. После трагического инцидента 2010 года чемпионат мира по спортивной сауне в Финляндии перестал проводиться.
Люди испытывали себя жаром не только со спортивными целями. По крайней мере, в одной локальной религиозной традиции, существовала практика, в рамках которой монахи подвергали себя воздействию экстремального жара с целью просветления. Речь идет о японских горных монахах Ямабуси (последователях буддийских школ «Сингон» и «Тэндай»). Ритуал «Гома» возник в буддийской школе «Сингон». В знак преклонения перед очищающим огнем Будды, монах Ямабуси сжигает 8000 (!) дощечек. Впрочем, в разных храмах использовались дощечки разного размера, то есть степень экстремальности ритуала несколько варьировалась. В процессе проведения ритуала «Гома», от сильного жара монах теряет до 5 килограммов веса и доходит до крайней степени истощения. Считается, что вместе с дощечками в огне сгорают человеческие страсти и просветлившийся монах начинает слышать божественную музыку. Все его чувства обостряются – монах может мысленным взором издалека видеть людей, идущих в его храм, и чувствовать запахи пищи, готовящейся на расстоянии одного – двух километров.
Монашеская аскеза – случай, конечно, особый. Но некоторым людям, в силу особенностей их профессии, приходится работать в условиях сильного жара. Пожарных оставим за скобками, потому что условия их работы таковы, что требуют применения специальных высокотехнологичных костюмов для защиты от жара. Это уже за рамками собственно физиологии. Но в условиях жара приходится работать кузнецам и металлургам, поварам, банщикам. Конечно, к этому привыкают. Но только ли привыкание помогало этим людям бороться с жарой?
Мне удалось найти одну любопытную параллель. В номере №9 журнала «Вокруг света» за 1980 год была опубликована статья Максима Князькова «Я всю жизнь плавил железо», посвященная истории металлургии Мозамбика. В этой статье приводятся слова старого кузнеца из Мозамбика по имени Муррима: «Ты знаешь, почему я так люблю пиво? Потому что всю жизнь плавил металл. Все у нас, кто плавил металл, пьют много пива. Мы приносили его с собой и пили. Не только потому, что жарко. Пиво приносит удачу».
Не знаю, приносит ли пиво удачу, но в книге И.А. Богданова «Три века петербургской бани» (СПб.2000) на странице 87 приводится информация о том, что профессия банщика в столичном Петербурге в XIX веке считалась очень тяжелой. Для поддержания бодрости тела и духа каждый петербургский банщик выпивал в особо напряженные («бойкие») дни до двадцати бутылок пива и примерно полуштоф (600 грамм) водки. Видимо все-таки некоторые жидкости способствуют борьбе организма с жаром гораздо лучше, чем обычная питьевая вода.
Многие современные армейские системы рукопашного боя, также как и системы рукопашного боя, разработанные для гражданской самообороны, носят утилитарный характер – в них учат преимущественно драться. В отличие от них, традиционные боевые искусства были куда более сложным комплексом знаний и навыков. В число этих знаний входила и медицина. На востоке (в Индии, Китае, Японии) издревле считалось, что мастер боевых искусств должен быть еще и неплохим лекарем, умеющим исцелять свои травмы и травмы своих учеников, полученные как на тренировках, так и в боях с противниками. В этой системе смысловых координат рукопашный бой и медицинские навыки выступали в качестве двух сторон одной медали. Они воспринимались, как сферы, тесно связанные друг с другом. Хороший воин должен быть здоров, а для того чтобы быть здоровым он должен хорошо разбираться в медицине. Неудивительно, что в школах традиционных восточных единоборств, наряду с другими навыками, изучали массаж. Этот метод лечения не требовал специальных инструментов и мог легко практиковаться в полевых условиях. Но использование массажа в различных школах боевых искусств было шире, чем просто практики лечебного массажа.
В индийских воинских кастах изучался и практиковался не только лечебный массаж, но и общеукрепляющий массаж. Регулярный общеукрепляющий массаж делал тело воина сильным и ловким. С той же целью практиковался общеукрепляющий массаж, причем с детского возраста, в племенной аристократии многих полинезийских островов, представители которой одновременно были гражданскими и военными лидерами. Причем в этой части света общеукрепляющий массаж детей аристократов, зачастую сочетался с запретом на получение такого массажа детьми простолюдинов. Это обеспечивало физическое превосходство и большее здоровье аристократов в зрелом возрасте, по сравнению с простолюдинами. По некоторым данным, легендарные ниндзя – ночные воины Средневековой Японии, также начинали делать своим детям общеукрепляющий массаж по достижению детьми трехлетнего возраста.
Очень оригинальным было применение специального массажа воинами средневековой Бирмы. Прямо на поле боя, опытные воины, стоявшие в третьем ряду, выхватывали из гущи сражения новичков (они стояли в первом ряду), совершивших первое в своей жизни убийство врага, и немедленно делали им, за боевыми порядками, специальный массаж во избежание развития посттравматического стрессового синдрома на фоне шока от совершения первого убийства.
Что касается использования воинами лечебного массажа, то при определенных травмах и болезнях это конечно имело место. Но преувеличивать роль лечебного массажа в жизни воинов тоже не следует. Человечество освоило производство холодного оружия очень давно, и для тех воинов, которые известны нам по древним и средневековым историческим источникам, знание методов лечения колотых и резаных ран было существенно более важным, чем умение делать массаж.
Время от времени, на различных интернет-сайтах появляются сообщения о том, что где-то в высоких горах, гуще тропических джунглей или в богом забытых северных деревнях энтузиастами были найдены последние носители неких древних, и, конечно же, невероятно эффективных массажных систем, о существовании которых мир доселе не знал. Даже если оставить за скобками тот факт, что значительная часть подобных сообщений слишком сильно смахивают на мистификации, преследующие исключительно корыстные цели, это не отменяет вопроса о существовании локальных массажных систем и их месте в мире массажа.
Локальные массажные системы действительно существуют, также как существуют и другие локальные культурные традиции (например, ремесла). Подобно им, локальные массажные системы в простейшем своем виде могут в географическом отношении ограничиваться одной деревней, передаваясь в местном семействе лекарей по наследству от отца к сыну. В других случаях географический ареал распространения локальных массажных систем может исчисляться несколькими поселениями. Часто эти массажные системы являются не самостоятельными традициями, а частью местных систем традиционной медицины и практикуются именно лекарями, а не специалистами - массажистами.
Некоторый парадокс, связанный с локальными массажными системами, заключается в том, что на небольших островах порой формируются самобытные массажные системы, которые затем начинают считаться национальными, хотя в континентальных странах массажные системы, имеющие столь небольшой географический ареал, обычно классифицируются как локальные массажные системы. Таковы, например, многие полинезийские массажные техники (острова Полинезии) и техника массажа внутренних органов у алеутов (Алеутские острова).
В отличие от локальных массажных систем, национальные массажные системы, как правило, формировались гораздо более централизовано, на базе дворцов правителей (массажные системы придворного происхождения) или монастырей (массажные системы монастырского происхождения).
Главная причина существования локальных массажных систем и того факта что в некоторых регионах мира (например, в Таиланде) они благополучно дожили до современности довольно проста. Обычный человек (крестьянин, а иногда и горожанин) в средние века, да и в более поздние исторические периоды зачастую просто не имел возможности посетить дорогостоящего столичного массажиста или совершить для лечения паломничество в отдаленный монастырь. В некоторых развивающихся странах проблема доступа населения к квалифицированной медицинской помощи сохраняется до сих пор. Сельские целители/массажисты занимали ту нишу, которая не особенно интересовала их титулованных коллег. И их работа сохраняла людям здоровье и жизнь.
Что касается эффективности локальных массажных систем, то нет особых причин полагать, что сельские лекари делали массаж лучше, чем монастырские и придворные лекари. Все-таки монастыри и дворцы были центрами культуры. В них при формировании массажных техник были задействованы ум, таланты и опыт огромного количества людей (лекарей/учеников), работающих, как правило, в весьма комфортных бытовых условиях. Но с другой стороны не стоит преуменьшать эффективность локальных массажных систем. Когда десяток – другой поколений овладевает массажем как семейным ремеслом и совершенствует его, результаты могут быть впечатляющими. Не зря, северная школа тайского массажа черпает вдохновение не только в королевском/придворном массаже (южной школе тайского массажа) но и в деревенской традиции тайского массажа, по сути, представляющей собой конгломерат большого количества локальных массажных систем.
Французский массажист Фрэнк Алексис (Franck Alexis) имеет в России некоторую известность как создатель авторской массажной техники под названием «Карибский массаж». По крайней мере, в 2011 году Фрэнк Алексис вел краткосрочные курсы для массажистов по «Карибскому массажу» в России, а именно в Санкт-Петербурге и Новосибирске, организованные на базе учебных центров российской компании «Пластэк». Удивительно, но уже в следующем, 2012 году, Фрэнк Алексис, на базе тех же самых учебных центров компании «Пластэк», находящихся в Санкт-Петербурге и Новосибирске, преподавал массажистам, в формате краткосрочных курсов, свою новую авторскую массажную технику под названием «Африканский массаж».
Если массажные техники, легшие в основу Карибского массажа, его автор честно перечислял в рекламных материалах (японский массаж шиацу, массаж «корейская релаксация», гавайский массаж, шведский массаж, калифорнийский массаж), то относительно африканского массажа речь идет просто об оригинальном синтезе «различных современных и традиционных методов» массажа. О наиболее вероятной причине такой уклончивости мы еще поговорим ниже.
Утверждается, что Африканский массаж Фрэнк Алексис разработал за несколько лет работы, путешествий и размышлений. Самым оригинальным элементом данной массажной техники является использование специального инструмента, именующегося «Рукоятка – манефаер». По внешнему виду этот инструмент напоминает «гриб», в котором деревянная «ножка» - рукоятка сочетается со «шляпкой» из особой красной глины, которой (шляпкой) и осуществляется воздействие на тело пациента. Манефаеры используются то ли массажистами, то ли шаманами/лекарями в Западной Африке (Камерун, Бенин, Гана) на протяжении уже 450 лет.
В этом месте Фрэнк Алексис немного противоречит сам себе, так как ранее, описывая свой африканский массаж, он говорит об истории массажа в Африке, насчитывающей десять тысяч лет. Цифра эта явно спекулятивная, и она вряд ли найдет понимание у профессиональных историков. Даже если массаж в Африке 10 тысяч лет назад и впрямь существовал, то наверняка в очень примитивных формах и источников, позволяющих реконструировать те массажные техники сколько-нибудь детально, у нас нет. Те же традиционные массажные техники, которые практикуют африканские массажисты сегодня, в лучшем случаем могут являться очень отдаленными потомками тех первобытных массажных техник, наверняка изменившимися за это время до неузнаваемости.
Я не исключаю, что Фрэнк Алексис действительно был в Западной Африке и освоил там местную технику массажа с использованием манефаеров, практически неизвестную на Западе до него (или может быть известную этнографам, но не изученную всерьез западными массажистами). Человек он, судя по всему, активный, увлекающийся и любящий путешествовать. Тем более что Фрэнку удалось узнать о развитости и сложности техники западноафриканского массажа. Местные мастера применяют для массажа пять видов манефаеров, имеющих разные формы и использующихся для работы с «разными поверхностями». Вероятно, тут имеет место неудачный перевод и под разными поверхностями подразумеваются разные зоны человеческого тела.
Но рассказывая о бережном и глубоком африканском массаже, в процессе которого прорабатывается все тело (от макушки до кончиков пальцев ног), Фрэнк Алексис практически дословно воспроизводит то, что прежде говорил о своем авторском «Карибском массаже». Вывод отсюда напрашивается довольно простой. Думается что Африканский массаж Фрэнка Алексиса в основе своей это его же ручной «Карибский массаж» дополненный инструментальным западноафриканским массажем с использованием манефаеров.
Публикации на «массажист.online» не следует рассматривать как врачебные рекомендации по диагностике и лечению. Массаж имеет противопоказания. Консультации специалистов портала не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.