Топография массажа
10.07.2016
Эта модель характерна, для небольших изолированных сообществ, вроде племен, живущих на маленьких полинезийских островах. Массаж практикуется местными лекарями. Лекари представляют собой особую касту. Потребность в лекарях ограниченна, так как размеры острова ограничивают численность его населения в определенных пределах. Школа медицины/массажа – одна. Конкуренция идет только внутренняя – между целителями в рамках одной касты.
Такая модель характерна для крупных государств, относительно недавно обретших политическое единство. Она документально зафиксирована в истории древнего Китая. Единая массажная школа отсутствует. Конкуренция идет между десятками региональных массажных школ, некоторые из которых достаточно развиты для того чтобы всерьез пытаться закрепиться при дворе правителей в качестве придворной школы целителей/массажистов и стать таким образом официальной государственной массажной системой. В процесс конкуренции зачастую идет не только борьба, но и заимствование наиболее эффективных массажных техник между школами. Большинство лучших наработок, в конце концов, наверняка войдут в состав той массажной техники, которая победит в борьбе.
Хорошим примером тут является тайский массаж, очень консервативный в вопросах централизации. Высокому (королевскому) стилю тайского массажа можно научиться только в одном месте на планете – в монастыре Ват Пхо в Бангкоке. Если быть точнее это касается так называемого южного стиля тайского массажа. Есть еще и северный стиль тайского массажа, которому, однако, тоже учат всего в одном тайском городе – Чиангмай. Раньше здесь тоже было только одно заведение, где учили массажистов (госпиталь им. Дживаго Кумарпая), сейчас их несколько официальных плюс частные учебные центры.
Редкая модель. Она характерна для индонезийского массажа, сформировавшегося на основе техник двух массажных школ – яванского массажа (дворцового массажа с острова Ява) и балийского массажа (создан буддийскими монахами на острове Бали). Кстати оба компонента индонезийского массажа, несмотря на синтез их техник большинством индонезийских массажистов, до сих пор умудряются существовать как отдельные массажные школы в регионах (островах) своего формирования.
Создатели Эсален массажа (Калифорнийского массажа) по идеологическим причинам не стали ставить серьезных юридических преград для распространения данной массажной техники. В этой технике считается, что каждый массажист должен вырабатывать свой уникальный стиль, что еще более препятствует ее централизации. Калифорнийский массаж на практике можно встретить в очень разном исполнении и это не сбой, а «фишка» данной массажной техники.
Любая массажная техника изначально зарождается и формируется в каком-либо конкретном географическом регионе. Поэтому даже при полицентрической топографической модели главный центр массажной техники существует. При той или иной степени участия администрации главного центра формируются другие центры изучения массажа, как в собственной стране, так и за ее пределами. С точки зрения массажистов, осваивающих массажную технику, разница между центрами обучения такому массажу не очень большая. Ведь в любом из центров выдают официальный сертификат, свидетельствующий о том, что данная массажная техника массажистом освоена. Учиться массажной технике на ее родине (в главном центре) при полицентрической топографической модели может быть несколько более престижно и солидно, но не более того.
В густонаселенных странах потребность в лечебном массаже может быть довольно велика. Настолько, что консервативные официальные школы массажа, ограничивающие число своих адептов с помощью централизации обучения, просто не могут ее удовлетворить в полной мере. А неудовлетворенный спрос, как известно, рождает предложение. Если рассматривать общее «пространство массажа» в Таиланде не как параллельное существование двух «высоких» и очень централизованных традиционных школ (Северной школы массажа и Южной школы массажа), а в полном объеме, то к двум указанным школам нужно прибавить еще и, так называемую, деревенскую традицию тайского массажа. Это не единая школа, а совокупность огромного количества небольших массажных школ регионального, локального (в отдельных населенных пунктах) и даже семейного (в небольших деревнях) масштаба, в которых методы массажа существенно отличаются, а знания передаются из поколения в поколения. Северная школа тайского массажа черпает вдохновение и из деревенской традиции и из королевской традиции (Южной массажной школы). Но и в организационном отношении и в плане самобытности массажных техник указанное множество небольших «низких» массажных школ в Таиланде по большей части продолжает существовать абсолютно независимо.
В XX веке появились международные сети СПА-центров, открывающие свои учреждения в разных странах мира. В качестве примера можно привести балийскую сеть Mandara Spa, открывшую более 80 СПА-центров по всему миру. Как правило, такие сети черпают вдохновение из различных национальных массажных техник, а также создают гибридные массажные техники. То есть, как ни крути, изобретают если не полноценную массажную технику, то определенный массажный протокол, услуги из которого вы можете получить в любом из СПА-центров сети, где бы он не находился географически.
Автор: Александр Марков
Топография массажа
Массажные техники неотъемлемы от практикующих их людей. Поэтому в процессе формирования массажных техник и распространения их по территории (вместе с массажистами естественно) могут возникать очень разные топографические (пространственные) и иерархические (отношение массажистов и массажных учреждений друг к другу) модели. Тема эта сложная, поэтому в рамках данной статьи я постараюсь выявить и разъяснить только несколько наиболее характерных топографических моделей массажных техник, возникающих на разных стадиях их развития.1. Локально – централизованная модель
Эта модель характерна, для небольших изолированных сообществ, вроде племен, живущих на маленьких полинезийских островах. Массаж практикуется местными лекарями. Лекари представляют собой особую касту. Потребность в лекарях ограниченна, так как размеры острова ограничивают численность его населения в определенных пределах. Школа медицины/массажа – одна. Конкуренция идет только внутренняя – между целителями в рамках одной касты.
2. Децентрализовано — конкурентная модель
Такая модель характерна для крупных государств, относительно недавно обретших политическое единство. Она документально зафиксирована в истории древнего Китая. Единая массажная школа отсутствует. Конкуренция идет между десятками региональных массажных школ, некоторые из которых достаточно развиты для того чтобы всерьез пытаться закрепиться при дворе правителей в качестве придворной школы целителей/массажистов и стать таким образом официальной государственной массажной системой. В процесс конкуренции зачастую идет не только борьба, но и заимствование наиболее эффективных массажных техник между школами. Большинство лучших наработок, в конце концов, наверняка войдут в состав той массажной техники, которая победит в борьбе.
3. Глобально – централизованная модель
Хорошим примером тут является тайский массаж, очень консервативный в вопросах централизации. Высокому (королевскому) стилю тайского массажа можно научиться только в одном месте на планете – в монастыре Ват Пхо в Бангкоке. Если быть точнее это касается так называемого южного стиля тайского массажа. Есть еще и северный стиль тайского массажа, которому, однако, тоже учат всего в одном тайском городе – Чиангмай. Раньше здесь тоже было только одно заведение, где учили массажистов (госпиталь им. Дживаго Кумарпая), сейчас их несколько официальных плюс частные учебные центры.
4. Двухцентрическая модель
Редкая модель. Она характерна для индонезийского массажа, сформировавшегося на основе техник двух массажных школ – яванского массажа (дворцового массажа с острова Ява) и балийского массажа (создан буддийскими монахами на острове Бали). Кстати оба компонента индонезийского массажа, несмотря на синтез их техник большинством индонезийских массажистов, до сих пор умудряются существовать как отдельные массажные школы в регионах (островах) своего формирования.
5. Децентрализованная модель
Создатели Эсален массажа (Калифорнийского массажа) по идеологическим причинам не стали ставить серьезных юридических преград для распространения данной массажной техники. В этой технике считается, что каждый массажист должен вырабатывать свой уникальный стиль, что еще более препятствует ее централизации. Калифорнийский массаж на практике можно встретить в очень разном исполнении и это не сбой, а «фишка» данной массажной техники.
6. Полицентрическая модель
Любая массажная техника изначально зарождается и формируется в каком-либо конкретном географическом регионе. Поэтому даже при полицентрической топографической модели главный центр массажной техники существует. При той или иной степени участия администрации главного центра формируются другие центры изучения массажа, как в собственной стране, так и за ее пределами. С точки зрения массажистов, осваивающих массажную технику, разница между центрами обучения такому массажу не очень большая. Ведь в любом из центров выдают официальный сертификат, свидетельствующий о том, что данная массажная техника массажистом освоена. Учиться массажной технике на ее родине (в главном центре) при полицентрической топографической модели может быть несколько более престижно и солидно, но не более того.
7. Модель высокой и низкой массажной техники
В густонаселенных странах потребность в лечебном массаже может быть довольно велика. Настолько, что консервативные официальные школы массажа, ограничивающие число своих адептов с помощью централизации обучения, просто не могут ее удовлетворить в полной мере. А неудовлетворенный спрос, как известно, рождает предложение. Если рассматривать общее «пространство массажа» в Таиланде не как параллельное существование двух «высоких» и очень централизованных традиционных школ (Северной школы массажа и Южной школы массажа), а в полном объеме, то к двум указанным школам нужно прибавить еще и, так называемую, деревенскую традицию тайского массажа. Это не единая школа, а совокупность огромного количества небольших массажных школ регионального, локального (в отдельных населенных пунктах) и даже семейного (в небольших деревнях) масштаба, в которых методы массажа существенно отличаются, а знания передаются из поколения в поколения. Северная школа тайского массажа черпает вдохновение и из деревенской традиции и из королевской традиции (Южной массажной школы). Но и в организационном отношении и в плане самобытности массажных техник указанное множество небольших «низких» массажных школ в Таиланде по большей части продолжает существовать абсолютно независимо.
8. Коммерчески – централизованная модель
В XX веке появились международные сети СПА-центров, открывающие свои учреждения в разных странах мира. В качестве примера можно привести балийскую сеть Mandara Spa, открывшую более 80 СПА-центров по всему миру. Как правило, такие сети черпают вдохновение из различных национальных массажных техник, а также создают гибридные массажные техники. То есть, как ни крути, изобретают если не полноценную массажную технику, то определенный массажный протокол, услуги из которого вы можете получить в любом из СПА-центров сети, где бы он не находился географически.
Автор: Александр Марков
Материалы по теме:
Обо всём
Сколиоз у животных | Массаж бамбуковыми палочками: африканские мотивы на страже здоровья | Эротический массаж: полезные рекомендации | Ножной массаж | Балийский массаж |